vitaviktoria

Category:

По следам Пьеро делла Франческа. Часть 8-я. Флоренция. Галерея Уффици.

Вспомнила, что не закончила рассказывать о моих встречах с шедеврами Пьеро делла Франческа. Это последний из итальянских рассказов, хотя знаменитый диптих из Уффици был в моих странствиях по следам Пьеро самым первым и очень-очень давно. 

Помню свое удивление некрасивостью его героев, а также старомодным, как мне тогда казалось, профильным «медальным» изображением портретов и нарочитой торжественностью триумфов на обороте.

Об этой паре, об их жизни, любви и смерти я  писала в рассказе о знаменитом Алтаре Монтефельтро в миланской Брера https://vitaviktoria.livejournal.com/31647.html

Теперь, уже увидев другие работы Пьеро, посвященные чете урбинских герцогов, и пару раз побывав в Урбино,  другими глазами оцениваю изображенное на диптихе. 

Знаю, что Батиста Сфорца была юна и мила, но кроме внешности обладала и другими достоинствами — умом и здравым смыслом, образованностью, умением высказаться и заставить к себе прислушаться, добрым и благородным сердцем, решительностью, умела любить и быть хорошей матерью и хозяйкой одного из самых привлекательных дворов тогдашней Италии.

А что касается портрета, то Батиста изображена здесь с высоко подбритым лбом по тогдашней моде и с очень бледной кожей, что считалось признаком благородства. Есть предположения, что портрет Батисты написан уже после ее смерти, что тоже наложило некоторый отпечаток на ее изображение. 

Её супруг — Федерико де Мотефельтро — заботливый и рачительный хозяин в своем маленьком государстве. Профессией его была война, ибо он был  кондотьером. «Но он не был ни хищником, ни стяжателем, ни корыстолюбцем и довольствовался теми деньгами, которые платили ему Неаполь, папа или Венеция как одному из лучших кондотьери эпохи». Он, как и его супруга, был разносторонне образованным человеком, владельцем богатейшей библиотеки, которая впоследствии стала ядром ватиканской Апостольской библиотеки, и одним из главных покровителей итальянского Ренессанса.

Художники Кватроченто любят профильные портреты, которые дают нам возможность видеть человека, не смотрящего на нас, а как бы живущего своей жизнью. Пьеро делла Франческа пишет два отдельных портрета. Они смотрят друг на друга, соединены общим пейзажем, но рамки подчеркивают, что это две самостоятельные, яркие и значительные личности.

На оборотной стороне диптиха изображены триумфы Батисты и Федерико. В эпоху Ренессанса  древнеримские обычаи опять становятся популярными — торжественные въезды в город, праздничные шествия, мистерии.

Пьеро делла Франческа изобразил Федерико как победоносного полководца в стальных латах и с жезлом в руке на колеснице, запряженной восьмеркой белых коней. Позади него стоит крылатая Слава, которая венчает его лавровым венком, у его ног — 4 Добродетели (Справедливость, Мудрость, Сила, Умеренность), впереди — фигура Амура.

Тот славен едет в блестящем триумфе, кого,равного высоким князьям, прославляет достойновечная слава как держащего добродетелей скипетр (лат.).
Тот славен едет в блестящем триумфе, кого,равного высоким князьям, прославляет достойновечная слава как держащего добродетелей скипетр (лат.).

Баттиста едет в повозке, запряженной парой единорогов (символ невинности и чистоты), она держит в руках молитвенник, её сопровождают 3 христианские добродетели (Вера, Надежда и Милосердие), тот же смысл имеют 2 фигуры за её спиной. 

Трактование этих изображений — союз добродетелей, украшающих доблестного мужа и верную жену, связанных узами любви земной и небесной, и сознающих свой высший долг перед людьми и Богом.

Та, которая в счастье придерживалась правилвеликого супруга, на устах всех людей,украшенная славой подвигов (лат.)
Та, которая в счастье придерживалась правилвеликого супруга, на устах всех людей,украшенная славой подвигов (лат.)

Повозки двигаются навстречу друг другу. И здесь Пьеро  воспевает достоинство  двух равноправных достойных друг друга партнеров, а не благородного рыцаря в сопровождении супруги. Этот парный портрет считается высшим выражением эстетики ренессансного профильного портрета.

/фото и цитаты из Википедии/

Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic