vitaviktoria

Categories:

Музей Ханенко. Мадонна с младенцем на полумесяце

Еще одна  Мадонна из коллекции музея.

В немецком искусстве этот вид скульптуры получил название «Mondsichelmadonna», то есть «Мадонна полумесяца». Подобная иконография Богородицы является одной из вариаций сюжета «Мадонны Апокалипсиса» (Откр. 12.1) и появилась в Северной Европе в период поздней готики (15 - середина 16 века).

Мадонна с младенцем на полумесяце   Начало 16 века (?)   Германия (?)   Дерево, резьба, полихромная роспись
Мадонна с младенцем на полумесяце Начало 16 века (?) Германия (?) Дерево, резьба, полихромная роспись

Корона на голове Богородицы отмечает ее как Царицу Небесную, золотой плащ на плечах подчеркивает этот высокий статус. В ее левой руке был скипетр - атрибут царской власти. 

Прическа Марии девичья, с непокрытыми косами, знаком чистоты, потому что Богоматерь и ее ребенок также выступают здесь как невеста Божья. Яблоко в руке Младенца Христа также намекает на это: в средневековой традиции Мария ассоциировалась с земной церковью, которая представляется Богу как жена мужчине. Это яблоко также символизирует избавление от первородного греха, которое было дано человечеству через распятие Спасителя. Крестообразное положение ножек младенца - намек на этот будущий подвиг.

Внизу скульптуры, у ног Мадонны, изображен демон в форме полумесяца с лицом в тюрбане. Мастера Средневековья часто придавали адским существам сходство с современными врагами. Такими были турки в начале 16 века из-за многочисленных войн с ними,  как обобщенное воплощение темных сил. Таким образом Мадонна, как «жена, облаченная в солнце» из апокалиптического видения Иоанна, торжествует над Злом.

Поза Марии, напоминающая латинскую «S», и изящные жесты Богородицы и Младенца соответствуют утонченной культуре интернациональной готики. Высокое качество слоя позолоты, размер скульптуры, а также прекрасная детализация с тщательно проработанными чертами лица, рук обоих персонажей и тисненых узоров на одежде Богородицы - признаки мастерства и ценности. Поэтому вполне вероятно, что он находился в центральной части резного полихромного алтаря, заказанного магистратом или епископом одного из немецких или австрийских городов.

/информация и фото с сайта музея/

Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →

Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →