Киевская картинная галерея. Три царевны подземного царства Виктора Васнецова.
Наверное не все знают, что известная «сказочная» картина Виктора Васнецова существует в двух вариантах.
В 1880—1881 годах Савва Мамонтов заказал Виктору Васнецову три картины для кабинета правления Донецкой железной дороги. Васнецов написал «Три царевны подземного царства», «Ковёр-самолет» и «Битва скифов со славянами».
За основу картины взята сказка «Подземные царства». Картина «Три царевны подземного царства» олицетворяет богатство недр Донбасса, для чего немного изменён сюжет сказки — на ней изображена царевна каменного угля.
Перед нами похищенные царевны подземных Царств. Разные характеры, разные темпераменты. Каждая из них грустит о потерянном доме. Разнится отношение царевен к своей судьбе. "Золотая" царевна холодна и горда. Ее эмоции скрыты под равнодушной и презрительной маской. Другая реакция у "Медной" царевны. Она с любопытством изучает все, что вокруг. Словно давно знакомая с людьми, она выглядит уверенней других и гораздо живее своей "золотой" сестры. Видно, что, зная себе цену, она открыта для общения, любознательна, проста.
"Угольная" царевна не просто грустит, она скорбит по утраченному дому. Растерянная и напуганная, на новый мир не хочет даже смотреть. У нее единственной взгляд обращен в сторону своего потерянного навсегда подземного царства. Выделяющаяся на фоне сестер своей простотой и скромностью, она кажется более милой, родной, близкой и человечной.
По возрасту царевны тоже разные: самая старшая - "Медная", средняя - "Золотая", младшая - "Угольная". В таком порядке люди осваивали земные богатства. Работа наполнена символами и знаками.
Члены правления не приняли работы Васнецова на сказочную тему как неуместные для служебного помещения.
В 1884 году Васнецов пишет ещё одну версию картины, немного меняя при этом композицию и колорит. Картину приобретает киевский коллекционер и меценат И. Н. Терещенко.
В новой версии изменилось положение рук царевны каменного угля, теперь они лежат вдоль тела, что придало фигуре спокойствие и величавость. На полотне стало меньше черного цвета, меньше нагромождения камней, а также смягчено напряжение и чувство какого-то надлома, несколько зловещего в первом варианте картины.
В правом нижнем углу второго (киевского) варианта картины художник добавил двух братьев Ивана-царевича, героя сказки, вдохновившей художника. По сюжету, царевичи предали брата: похитив подземных красавиц и вызволив свою матушку, они перерезали веревку и оставили его погибать под землей. В их руках можно увидеть и веревку, и нож, которым она была обрезана.
Оба брата показаны в момент, когда они, пораженные красотой и статью царевен, в оцепенении склонились пред ними в земном поклоне.